Добро пожаловать к Жирафу!

Наш Азербайджан

 
Эта работа посвящена Эйбатову Тофику Ахмед-оглы

 
Вернуться на главную

        Зурна - деревянный духовой инструмент (буквально — праздничная флейта, распространённый в Азербайджане, Армении, Балканах, Иране, Средней Азии,а также в республиках Северного Кавказа. Зурна
        Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента - 302-317 мм. Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников.
        На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной - одно. В верхний конец ствола вставляется втулка ("маша"), имеющая в длину 120 мм и вытачивается из дикорастущей ивы, ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша, произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.
        Диапазон зурны охватывает звуки от "си бемоль" малой октавы до "до" третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить еще на несколько звуков. Эти звуки в среде исполнителей именуют как "сефир сесляр".
        Зурна, главным образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время народных празднества на открытом воздухе. В истории существовали такие разновидности этого инструмента, как "гара зурна", "араби зурна", "джура зурна", "аджеми зурна", "габа зурна", "шехаби зурна". Зурна, как правило, входит в состав ансамблей духовых инструментов. В качестве же солирующего инструмента зурна в составе ансамблей или оркестров используется для исполнения некоторых танцевальных мелодий, в том числе "джанги" и других музыкальных образцов. Узеир Гаджибеков в своей опере "Кёроглу" ввел зурну в состав симфонического оркестра.
        Музыкант, играющий на зурне, называется зурначИ (слово не склоняется). Широко распространён инструментальный ансамбль трёх музыкантов, в котором один зурначИ — устА (букв. "мастер") играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий музыкант выбивает сложную, разнообразно варьируемую ритмическую основу на ударном инструменте — дхоле или доли. На зурне играют большей частью на открытом воздухе, в закрытых помещениях её обычно заменяют балабаном.
 

 

        Балабан отличается необыкновенно лирическим и певучим звучанием. Из-за сплющенной трости его часто называют "ясты-балабаном". В Нахчыванской АР, Гянджа-Газахской и Карабахской зонах Азербайджана он известен под названием "баламан", "мей" или "дюдюк". балабан
        Балабан один из древних духовых инструментов азербайджанского народа. Его название встречается в эпосе "Китаби Деде Горкуд", в стихах классиков азербайджанской поэзии.
        Балабан состоит из ствола, трости, регулятора и колпачка. Ствол (гёвда) представляет собой полую цилиндрическую трубку длиной 280-320 мм, изготовленную (процесс называется "балабан чэкмэк") из абрикосового (преимущественно), орехового, грушевого, самшитового, тутового, кизилового, алычового (дикого) деревьев, а также из унаби.
        Верхнему концу ствола (баш, кюп) придают шаровидную форму, а нижний конец (аяг) немного заостряется. Звуковой канал диаметром 10 мм просверливается дрелью. На лицевой стороне просверливают восемь отверстий (сэс пэрдэси). Музейные экземпляры этого инструмента свидетельствуют о том, что в прошлом их количество доходило до 6-7. На тыльной стороне, в точке, соответствующей половине расстояния между первым и вторым отверстиями лицевой стороны, открывается еще одно отверстие. С целью улучшения строя и тембра звучания инструмента, иногда на тыльной стороне в нижнем конце просверливается дополнительное отверстие — низам пэрдэси (регулирующее отверстие).
        Названия игровых отверстий отражают функциональные (баш пэрдэ — 1-е, шах пэрдэ — 4-е, ачыг пэрдэ — 6-е, аяг пэрдэ — 8-е, арха пэрдэ — тыльное), ладовоин-тонационные (сегях пэрдэси — 2-е и 5-е, махур пэрдэси — 7-е и др.) и акустические (низам пэрдэси) признаки инструмента.
        В верхнюю часть ствола вставляется трость (гамыш, гаргы, дил), которая изготавливается из камыша (тростника), растущего в безводных местах. Такие камыши не впитывают влагу. Камыш со стороны очищенного наружного слоя сплющивается, образуя двойной язычок плоской формы, и на эту часть надевается регулятор в виде хомута. На другой конец камыша вставляют деревянный стержень диаметром 7-12 мм. Немного ниже от узла конец стягивается и обматывается ниткой. Это делается для того, чтобы при движении регулятора вниз, камыш не сплющивался. На него наносят растительное масло и обжигают на пылающем угле или лампе.
        Регулятор (хэрэк, богазлыг, боюндуруг, улама, экме) делается из ивы или виноградной ветки длиной 60 мм и шириной 10 мм. Деревянная ветка разрезается в продольном направлении на две части. После шлифования и смягчения на кипяченной воде изогнутые концы дерева соединяются между собой ниткой и надеваются примерно на середину трости.
        При движении его вверх или вниз вдоль мундштука изменяют длину его вибрирующей части и тем самым меняют строй инструмента — в верхнем положении он понижается, а в нижнем — повышается.
        Для предохранения трости от повреждения после игры на него надевается деревянный колпачок-зажим (гапаг, агызлыг, кип, бэнд, яшмаг, сыхнаг, гапанча, гысгач) из ивы, фундука, кизила или тутового дерева. Во избежание потери, его соединяют ниткой с регулятором.
        Во время игры балабан держат прямо перед собой слегка в наклонном положении, и воздух вдувается в трость инструмента. Под воздействием вдуваемого воздуха, тонкие тростниковые пластинки вибрируют и возникает звук. При этом звук долгое время не прерывается даже тогда, когда исполнитель набирает воздух в легкие. Высота звука изменяется посредством закрытия или открытия игровых отверстий пальцами обеих рук.
        Строй инструмента регулируется при помощи регулятора, расширением звуковых отверстий и передвижением мундштука вниз или же вверх. Чтобы уменьшить строй инструмента на полтона или тон, мундштук передвигается назад, или же сверху на корпус надевают "бочонок" — йедэк, удлиняя длину ствола на 8-10 мм.
        Полутоны получаются закрытием или открытием игровых отверстий наполовину. Например, для получения звука "соль диез" нужно открывать наполовину отверстие, которое издает звук "ля". Для получения звука "соль бемоль" следует открывать тыльное отверстие наполовину.
        Наполовину закрытые отверстия на лицевой части ствола открываются или закрываются с боковой стороны. А тыльное отверстие открывается снизу вверх и в обратном направлении, т.е. сверху вниз, закрывается. Чтобы получить чистые полутоновые звуки, следует разместить средние части пальцев над отверстиями.
        Диапазон инструмента от "соль" малой октавы до "до" второй октавы. Маститые музыканты путем напряжения мышц губ (додаг сыхма) и усиления вдуваемого столба воздуха извлекают также звуки "до диез", "ре" и "ми бемоль" второй октавы. А другая игровая манера (богаз вурма) используется для получения прерывистого звучания.
        В низком (бэм) регистре звучание балабана тусклое, звонкое, в среднем (орта) регистре — мягкое, лирическое, а в высоком (зил) регистре — нежное и ясное. Балабанисты регулированием вдувания, полузакрытием или открытием отверстий, изменением степени сжатия трости губами в среднем и в высоких регистрах получают хроматические звуки.
        Сконструированы также альтовый, теноровый и басовый разновидности балабана.
        В настоящее время наибольшей популярностью пользуются дуэты музыкантов (на гоша-балабане, т.е. на парном балабане): один из них — уста (мастер) — исполняет основную мелодию, а другой — демкеш, зуйтутан, зуйчу (подмастерье) — аккомпанирует ему бурдоном на одном постоянном по высоте низком звуке. В сопровождении этого дуэта исполняются песни, танцы и инструментальные пьесы.
        При выступлении на свадьбах, праздниках и сопровождении танцев к этому дуэту присоединяется исполнитель на мембранном инструменте гавале, нагаре или гоша-нагаре. Ансамбль, включающий два балабана и ударный инструмент, был популярным в народе под названием "балабанчылар дэстэси". В прошлом при звучании его в составе ансамбля сазанде, наряду с тарой и каманчой, он играл активную роль во время паузы вокальной партии, или уступая им издавал бурдонные звуки. Кроме того, в качестве прикладного назначения на нем играют пастушечьи наигрыши ("Чобан баятысы", "Гоюн овшары") и траурные мелодии ("Матем авазлары" — траурные причитания). Как отмечает в своих воспоминаниях известный азербайджанский певец, режиссер и педагог Гусейнгулу Сарабский (1879-1945), балабан использовался охотниками для заманивания перепелок в расставленные для них сети.
        Балабан, Балабон, Гуань, Дудуки, ДудукБалабан используется и в ашугских ансамблях. При этом часто применяется его малая разновидность (джура), которая настраивается под саз. В ашукских ансамблях он дублирует мелодию напева, или же на тонике лада создает фон бурдоном. В инструментальных вступлениях к пению ашуга, балабанист исполняет основную мелодию, а ашуг на сазе сопровождает его гармоническими созвучиями. Нередко балабанист, аккомпанируя ашугу, одновременно пританцовывает.
        Мелодии, извлекаемые на балабане, ярко отображают все тонкости и прелести музыкального мелоса. Поэтому этот музыкальный инструмент — один из самых любимых у азербайджанского народа.
 

 

        Тутек - музыкальный инструмент, представляющий род свирели распространен с древних времен, главным образом, среди пастухов. Различные типы тутека существуют во многих странах. В Азербайджане его разновидности большого и малого размеров используются, преимущественно, в качестве солирующих инструментов в составах ансамблей и оркестров народных инструментов. Тутек Тутек
        Цилиндрической формы ствол инструмента изготавливается из абрикоса, ореха, шелковицы или тростника. На стволе, имеющем в длину 280-300 мм, а в диаметре - 20 мм, с лицевой стороны просверливаются 7 отверстий, а с тыльной - одно. В верхний конец ствола вставляется косо срезанная деревянная втулка (язычок). Между деревянной втулкой и стенкой ствола инструмента оставляется щель определенного размера, через которую в ствол с помощью губ вдувается воздух, набираемый в полость рта. Открывая или закрывая игровые отверстия пальцами правой и левой рук, можно получать звуки разной высоты.
        Тутек имеет мягкий приятный тембр. Звукоряд инструмента охватывает диапазон от "си" малой октавы до "до" третьей октавы. Умелый исполнитель может увеличить этот диапазон на несколько звуков.
 

 

 

        Саз (от персидского слова, означающего "инструмент") — группа сходных по строению струнных щипковых музыкальных инструментов, распространенных у народов Западной Азии (Турция, Азербайджан, Армения и близлежащие регионы). В Российской Федерации саз распространен у народов Кавказа. Под названием саз известны музыкальные инструменты, различающиеся размером, формой, количеством струн и строем. Общим для всех сазов является грушевидный корпус, деревянный резонатор (без использования кожанной мембраны), сдвоенные или строенные струны (в отличие от сетара, домбры), звукоизвлечение плектром. Саз Саз
        В Турции сазом называют два сходных инструмента: 1) "балама" (baglama) — большой саз с 7 струнами (две парных струны и одна тройная), 2) "джура" (cura) — маленький саз с 6 струнами (три парных струны). В Иране описываемый инструмент распространен под турецким названием "баглама", а словом "саз" обозначают любой музыкальный инструмент вообще.
        Современный азербайджанский саз с точки зрения техники игры на нём и акустических особенностей отличается от саза, распространенного у тюркоязычных народов. Корпус саза изготавливается из отборных видов тутового дерева, шейка - из ореха. Корпус саза собирается из клёпок в нечётном количестве (обычно, в количестве девяти), соединяемых друг с другом. Эти клёпки стягиваются на прикладе, месте соединения шейки и корпуса, называемом "кюп", а затем к ним монтируется шейка. Верх корпуса покрывается тонкой деревянной декой и на гриф нрвязывают 16-17 ладков.
        Из трех разновидностей (размеров) саза самый распространенный в Азербайджане "тавар саз" или "ана саз" представляет девяти, иногда, восьмиструнный инструмент. Чуть более компактный по сравнению с ним "орта" или "голтуг" саз имеет шесть, иногда, семь струн, а маленький "джура" саз является четырёх - шестиструнным инструментом.
        В XX веке, в особенности, в последнее время, в связи с распространением мугамного исполнительства на сазе, число ладков увеличилось до 17-18.
        Нередко шейка инструмента и боковые части корпуса украшаются натуральным перламутром. "Тавар саз", считающийся основным видом этого инструмента, имеет общую длину в 1200 мм, глубина корпуса - 200 мм. Диапазон мелодических струн (зиль), основных при игре на сазе, - от "до" первой октавы до, "соль" второй октавы.
        В прежние времена струны саза изготавливали из высококачественной стали и затем опускали в раствор серебра; такие струны никогда не ржавели и рвались только в очень редких случаях.
        Современный азербайджанский саз считают совершенным потомком гопуза. Считается, что свою современную форму саз принял в эпоху Шаха Исмаила Хатаи (XVI в.).
        Саз — это один из тех редких азербайджанских народных музыкальных инструментов, на которых можно исполнять партии как в одиночку, так и в составе ансамблей. Классической музыкой для саза, конечно же является азербайджанский мугам — своеобразная форма вокально-инструментальной народной музыкальной традиции. Саз также является единственным исполнительным инструментом азербайджанских ашугов. В оркестре народных инструментов Азербайджана саз является солирующим инструментом.

 

        Уд или Барбет
 

        Тар




 
Информация частично взята из открытых источников, частично принадлежит автору работы.

 
перейти на главную страницуо компанииприем старого железакомплектующие
частозадаваемые вопросынаши друзьяновости компьютерного рынкараспродажа (уценка)

  ООО "Джей энд Раф"   |   ИНН 7720503988   |   КПП 772001001   (958) 809-5302       62173072
  Юр.адрес: 111123, Москва, Электродный проезд 6, стр.1, оф. 24       Skype: IT_Giraffa    193201923