Добро пожаловать к Жирафу!

Наш Азербайджан

 
Эта работа посвящена Эйбатову Тофику Ахмед-оглы

 
Вернуться на главную

        История коврового искусства в Азербайджане зародилась давно, еще в бронзовом веке (3-2 тыс.лет до н.э.) Именно в эту эпоху ковер стал неотъемлемым предметом обихода древних жителей страны. Ковер
        Еще в V веке до н.э. греческий философ Ксенофонт указывал, что иранцы заимствовали обычай изготовлять и пользоваться коврами у далеких предков азербайджанцев – мидян. А античный историк Геродот оставил потомкам сведения о том, как на Кавказе изготовлялись применявшиеся в ковроткачестве растительные краски, обладающие большой прочностью и красивейшими оттенками. Начиная с VI века н.э. исторические и литературные памятники дают обширные и ценные сведения об азербайджанском ковре.
        Восторженные высказывания о величайшем разнообразии, искусстве выделки, редкой красоте средневековых азербайджанских ковров часто можно встретить в трудах албанского историка Моисея Каланкатуйского (VII век), множества арабских авторов IX-X века. Особо выделяется в их статьях тема выделки тонких высококачественных безворсовых ковров и ковровых изделий. Ковер
        В VIII-XV веках азербайджанские ковры превратились в один из основных товаров, вывозимых с Кавказа на Запад. Как символ роскоши и причастности к высокой культуре они запечатлены на многих картинах великих художников Европы. Например, ковер "Зейва" вписан в картину "Мадонна Каниника" голландского живописца Яна ван Эйка (XV век), итальянский художник эпохи Возрождения Пинтурикью в "Сцене из жизни Энея" изобразил ковер "Гянджа" Казахской зоны, нидерландский художник XV века Ганс Мемлинг дал изображения азербайджанских ковров сразу в нескольких своих произведениях, в том числе в известном триптихе, посвященном Деве Марии.
        Об азербайджанском ткачестве с восторгом упоминали средневековые путешественники Ибн-Хаукаль и Марко Поло, Клавихо и Олеарий, Дженкинсон и Челеби, и многие другие. В сочинении X века "Худуд-аль-Алем" говорится, что "Мугань славится своими чувалами и паласами, города Нахчыван, Хой и Салмас своими зили, коврами, Ардабиль и Ширван своими шелковыми и шерстяными изделиями". Говорится и о махфури ворсистых коврах Ширвана и Хурсана (зона, куда входил Апшерон с городом Баку).
        Особый, "золотой век", прожил азербайджанский ковер в XVI веке, с образованием государства Сефевидов, когда на престол взошел шах Исмаил Хатаи. Поэт, историк, философ, шах Исмаил покровительствовал музам: в годы его правления в стране наивысшего расцвета достигли музыка, поэзия, архитектура, различные виды народно-прикладного искусства, в том числе и ковроделие. Художники-миниатюристы, каллиграфы того времени сыграли огромную роль в формировании школы азербайджанского орнаментального искусства, которая позднее оказала огромное влияние на Восток и создала единый, т.н. "тебризский стиль".
        С середины XIX века азербайджанскими коврами могли любоваться тысячи посетителей различных выставок, проводившихся во всем мире. И уже на первых международных Тифлисских выставках 1850 и 1857 года уникальные изделия азербайджанских мастеров были удостоены призов. Эти и многие другие выставки принесли азербайджанскому ковру всемирное признание, славу и награды – золотые, серебряные, бронзовые. А ныне азербайджанские ковры стали достоянием величайших музеев мира, частных коллекций.
        Большинство ковров создавалось женщинами. Особо торжественно отмечается обрезка завершение тканья ковра. В этот день все приходят поздравлять хозяйку. Умение ткать ковры считалось престижным делом для каждой девушки. Ковры составляли основную часть приданого невесты, куда входили 1-2 ковра и несколько ковровых и шерстяных изделий (палас, джанамаз, хурджун, хейбэ, 10-12 пар носков и перчаток, занавес для камина и другие). Ковры широко использовались для украшения жилища. В Гяндже, Казахе и Карабахе плотными коврами с толстой пряжей и длинным ворсом покрывали земляные полы жилищ, а тонкими изящными коврами украшались стены. В больших карабахских домах изготовляли ковры из 4-х частей (два кенарэ, келлейи и халы) под названием "дэст".
        Английский путешественник Дженикинсон, посетивший Азербайджан в 1561-1564 годах, сообщает, что пол шатра ширванского беглярбека Абдулла-хана был покрыт богатыми коврами, а сам Абдулла-хан восседал на квадратном ковре, шитым золотом и серебром.
        Ковровыми изделиями одаривали гостей, ковры были средством обмена, ковры ткались на имя детей, внуков и друзей, коврами платили налоги.
        Отличительная особенность азербайджанских ковров - все ковры создавались по памяти, без образца перед глазами, на основании многовекового опыта, традиций и знаний стиля рисунка, его орнаментальных форм. Однако, мастерство азербайджанских ковроделов было на столь высоком уровне, что в 19 веке было возможным изготовить ковры по европейским образцам-рисункам. фрагмент ковра овчулуг
        Любой вид искусства имеет свои технологические особенности, тип, стиль, жанр, школу, и конечно, всех этих особенностей не избежал и азербайджанский ковер, включающий две яркие, неповторимые группы – безворсовые и ворсовые ковры.
        Безворсовые ковры именуются еще "коврами быта", обыденной жизни и деятельности народа. Это были ковры, представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка. Ворсовые же ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязания способом – "тюркбаф", открывающим широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов. Именно ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение мастера, и сегодня ткутся разных размеров, каждый имеет определенное значение.
        В Азербайджане всегда существовали локальные школы ковроткачества, и школы эти всегда взаимно влияли, обогащали друг друга. В наше время выделяется семь признанных ковровых школ: Бакинская, Губинская, Ширванская, Гянджинская, Газахская, Карабахская и Тебризская.
        К безворсовым ковровым изделиям относятся изделия с простым переплетением основы и утка - палас и килим, и сложным переплетением - сумах, зили, шадде и верни и другие. Безворсовые ковры создавались Карабахской, Казахской, Ширванской, Апшеронской, Кубинской и Тебризскими школами.
        Сумахи и зили изготовлялись односторонние, они имели гладкую лицевую и мохнатую изнанку; килимы, паласы, верни и джеджимы - двусторонние паласы. Килимы, ямани служили также для покрытия переносных жилищ (шатров, кибиток).
        В северо-восточной и центральных зонах Малого Кавказа выделывали килимы различных видов - скатерти (бучаг килими), чахмалы килим, тахта килим и другие. Паласы и килимы производились в Азербайджане повсеместно. Особенно славились ширванские килимы с каймой и паласы. Сумахи выделывались в основном в Кубинсом районе, верни в Джабраильском уезде, джеджимами славилоь село Лемберан, их производство было широко развито и в Карабахе.
        Искусство крашения было известно в Азербайджане на заре цивилизации. В Нахчыване во время раскопок в Кюльтепе найдены каменные ступки (IV-III тысячелетие до н.э.) со следами красной краски. В ковроткачестве используются в основном семь цветов красителей пряжи с различными оттенками. Азербайджанские мастера в течение долгих столетий использовали природные красители, кошениль, сарыкек, индиго, настой кизила (зогал) или ячменной воды. Естественные красители, в отличие от химических, не разрушают структуру шерстяных волокон и придают им блеск и сочность красок. Геродот писал в своей "Истории" о приготовлении растительных красок у народов Кавказа: "В тамошних лесах есть и деревья, покрытые листьями такого рода, что их растирают, смешивают с водой и этим составом рисуют себе на одеждах узоры; эти узоры не смываются и стареют вместе с материей (особенно шерстью), как бы вытканные с самого начала". Ковры переживали несколько поколений, не теряя при этом первоначальной яркости цветов. Тебризский ковер
        Ковры удовлетворяли не только эстетическим запросам народа, но и его повседневным нуждам, при этом главное назначение ковра было бытовым. Его использовали в основном для утепления жилища. Широко были распространены ковровые изделия, используемые для хозяйственных и бытовых нужд - мафраши, выполняемые в технике безворсового ткачества; переметные сумы - хурджун, хейбе; изделия для хранения сыпучих продуктов - чувал; различные по назначению попоны - чул; надседельники - яхар усту и другие.
        Ворсовые ковры по орнаменту, технике исполнения и видам ковровых изделий по принятой классификации подразделяются на различные школы по таким регионам, как Куба-Ширван-Баку, Гянджа-Казах, Карабах-Шуша -Джебраил, Тебриз -Ардебиль.
        Ворсовые ковры веками ткались при помощи двух форм - техники узлования - "гюллаби"("тюркбаб") и "долама"("фарсбаб"), при этом не счесть ковровых композиций.
        Особенностью азербайджанского коврового орнамента является использование изображения фитоморфного, зооморфного, антропоморфного (не взирая на запрет ислама изображать человека) и геометрического происхождения, сильно стилизованные при их передаче на ковре. В качестве украшений используются всевозможные розетки, медальоны, люди, животные, птицы, сюжетные мотивы. Если в далекие времена некоторые орнаментальные изображения носили определенный, ясный смысл, то с течением времени первоначальное значение изображения полностью забывалось, и данный элемент превращался в художественный орнамент без смыслового значения.
        Большая часть сюжетов азербайджанского коврового орнамента свидетельствует о традиционности их в общем ремесленном производстве Азербайджана.
        К примеру, основным мотивом ковра "Хила-бута" является орнамент "бута", встречаемый в различных исполнениях на изделиях этого вида ремесленного производства. Орнаментальные мотивы в большинстве своем заимствовались из окружающей природной среды или предметов быта. Установлено, что при создании ворсового ковра "Шильян", основой орнамента послужили пчелиные соты - символ богатства и достатка.
        Более древнюю историю, чем орнаментальные изделия, имеют сюжетные ковры Азербайджана, темы которых черпались из самой жизни, вдохновлялись прекрасной природой, были тесно связаны с самим укладом, бытом, традициями, социально-историческими процессами. "Содержание" ковров этого типа столь же многообразно, как и сюжеты романов, созданных на протяжении веков. Самые древние по происхождению мотивов и образов это охотничьи ковры, наиболее стойкие в декоративном искусстве Азербайджана. Славятся и ковры с традиционными мотивами восточной классической литературы, излюбленными мотивами которых и по сей день остаются темы и сюжеты произведений великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.
 

        Виды азербайджанского ковра
        Орнаментика
        Азербайджанские ковры выделяются сочным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов. Орнамент азербайджанских ковров различается в зависимости от вида и по места производства. Так, для таких ковров, как "Куба", "Ширван", "Казах", "Зенджан" характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещённые по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, другим, таким, как "Тебриз" и "Карабах", присущ разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение "картинок", ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов. По мнению известного американского коллекционера и искусствоведа Дж. Вэа, в орнаментике азербайджанского ковра можно заметить тесное переплетение традиций и влияния турецких, персидских и азиатских мотивов, а также наследие элементов ковроделия северо-западных племен Ирана.
        Животный мир
        В азербайджанских коврах часто встречается изображение птиц, а именно орла и павлина. Орел наиболее часто встречается в дворцовых "тебризских" коврах и символизирует в них мощь и царское достоинство. Позже изображение орла на коврах приобрело значение охранительного талисмана. Изображение павлина ассоциировалось с солнечным божеством, кроме того считалось, что "павлиний глаз" мог предохранять от надвигающейся беды. В декорах, изображающих барана или козла, прослеживается связь с кочевническими корнями тех или иных племен. Чаще всего, технические возможности и габариты ковров не позволяли поместить изображение животных целиком, поэтому домашние животные, такие как овцы и бараны, изображались в виде условных рогов посредством символа "S" в центральных полях и кайме ковров. Ту же форму имело стилизованное изображение дракона. Изображение дракона, которое должно было служить талисманом, впервые появилось на пышных коврах, производимых в дворцовых мануфактурах Азербайджана с XVII века. Именно с того времени этот мотив получил широкое распространение, продолжая оставаться одним из наиболее часто встречающихся ковровых сюжетов вплоть до конца XIX века, претерпевая большие изменения в стилизации.
        Растительный мир
        Среди азербайджанских ковров самым богатым орнаментом и насыщенной цветовой гаммой выделяются "тебризские" и "ардебильские" ковры, что предопределяется их придворным характером. Наиболее часто встречающиеся в "тебризских", а позднее в некоторых "карабахских", коврах элементы растительного мира символизируют прославение сил природы и плодородие. Основным узорным мотивом центрального полотна многих ковров Тебриза является "древо жизни", которое олицетворяло изобилие и превозносило воду, как источник орошения пустынь и символ жизни в целом. Также на коврах встречаются изображения садов с множеством деревьев, растений и птиц, которые по по представлениям мусульман, приносят удачу и успех. Геометрической вариацией "древа жизни" является символическое изображение "якоря", который по форме напоминает стрелу, а в "херисских" коврах эпохи Сефевидов часто изображается дерево "ваг-ваг", на ветвях которого вместо птиц выткано символическое изображение головы людей. Еще одним из излюбленных иконографических мотивов орнаментики "тебризских" и "ширванских" ковров было изображение граната, символизировавшего чудо природы, способного произрастать на грубой и засушливой почве пустыни. Гранат почитался в эпоху правления Сасанидов, играл большую роль в зороастрийском культе, где считался символом солнца, а уже при Сефевидах широко использовался в узорном оформлении ковров и миниатюр. Иногда гранат изображался в расколотом виде, в котором можно было различить отдельные зерна, что свидетельствовало о мастерстве ткача. Именно это новшество - изображение в шахматном порядке зерен граната - положило начало новой иконографической традиции в ковроткачестве. Позднее этот мотив дополнился в "тебризских" коврах изображением цветущего плода гранатового дерева, которое получило название "цветок шаха Аббаса". Для разнообразия в кайме ковров использовалось изображение венчиков цветов или виноградной лозы.
        Геометрические фигуры
        Наиболее часто геометрические узоры встречаются в коврах "бакинской", "губинской", "казахской" и "гянджинской" школ. Среди этих узоров преобладает свастика и восьмиконечная звезда. Свастика восходит к религиозным воззрениям политеизма, представляя собой центр неба, откуда исходят спиралеобразные закрученные лучи. В этом символе, предположительно, представлено солнце, окруженное созвездиями, либо условное изображение вихря взлетающих птиц. Восьмиуголная звезда, помещенная в центре ковра, чаще всего обрамляется символическими фигурами в виде ромбов и квадратов, позднее под воздействием "тебризской" культуры ковроткачества в коврах других школ по краям присутствуют элементы растительного мира.
        Исламская символика
        Символика Ислама также встречается в узорах азербайджанских ковров. К ним относится, рука Фатимы, бешбармак - пять пальцев, символизирующие пять заповедей ислама и пять почитаемых мусульманами личностей - пророк Мухаммед, Али, Фатима, Хасан и Хусейн. В качестве центрального узора ковров используется также изображение архитектурного исламского элемента "михраб", ниши в стене которая в мусульманской мечети всегда обращена в сторону священного города Мекки.
        В Баку впервые в мире был создан Музей ковра, который в настоящее время имеет богатейшую коллекцию.
 

        Сайт, посвященый искусству ковроткачества азербайджана, на английском языке (открывается в новом окне)




 
Информация частично взята из открытых источников, частично принадлежит автору работы.

 
перейти на главную страницуо компанииприем старого железакомплектующие
частозадаваемые вопросынаши друзьяновости компьютерного рынкараспродажа (уценка)

  ООО "Джей энд Раф"   |   ИНН 7720503988   |   КПП 772001001   (958) 809-5302       62173072
  Юр.адрес: 111123, Москва, Электродный проезд 6, стр.1, оф. 24       Skype: IT_Giraffa    193201923