Добро пожаловать к Жирафу!

Наш Азербайджан

 
Эта работа посвящена Эйбатову Тофику Ахмед-оглы

 
Вернуться на главную

        История коврового искусства в Азербайджане зародилась давно, еще в бронзовом веке (3-2 тыс.лет до н.э.) Именно в эту эпоху ковер стал неотъемлемым предметом обихода древних жителей страны. Ковер
        Еще в V веке до н.э. греческий философ Ксенофонт указывал, что иранцы заимствовали обычай изготовлять и пользоваться коврами у далеких предков азербайджанцев – мидян. А античный историк Геродот оставил потомкам сведения о том, как на Кавказе изготовлялись применявшиеся в ковроткачестве растительные краски, обладающие большой прочностью и красивейшими оттенками. Начиная с VI века н.э. исторические и литературные памятники дают обширные и ценные сведения об азербайджанском ковре.
        Восторженные высказывания о величайшем разнообразии, искусстве выделки, редкой красоте средневековых азербайджанских ковров часто можно встретить в трудах албанского историка Моисея Каланкатуйского (VII век), множества арабских авторов IX-X века. Особо выделяется в их статьях тема выделки тонких высококачественных безворсовых ковров и ковровых изделий. Ковер
        В VIII-XV веках азербайджанские ковры превратились в один из основных товаров, вывозимых с Кавказа на Запад. Как символ роскоши и причастности к высокой культуре они запечатлены на многих картинах великих художников Европы. Например, ковер "Зейва" вписан в картину "Мадонна Каниника" голландского живописца Яна ван Эйка (XV век), итальянский художник эпохи Возрождения Пинтурикью в "Сцене из жизни Энея" изобразил ковер "Гянджа" Казахской зоны, нидерландский художник XV века Ганс Мемлинг дал изображения азербайджанских ковров сразу в нескольких своих произведениях, в том числе в известном триптихе, посвященном Деве Марии.
        Об азербайджанском ткачестве с восторгом упоминали средневековые путешественники Ибн-Хаукаль и Марко Поло, Клавихо и Олеарий, Дженкинсон и Челеби, и многие другие. В сочинении X века "Худуд-аль-Алем" говорится, что "Мугань славится своими чувалами и паласами, города Нахчыван, Хой и Салмас своими зили, коврами, Ардабиль и Ширван своими шелковыми и шерстяными изделиями". Говорится и о махфури ворсистых коврах Ширвана и Хурсана (зона, куда входил Апшерон с городом Баку).
        Особый, "золотой век", прожил азербайджанский ковер в XVI веке, с образованием государства Сефевидов, когда на престол взошел шах Исмаил Хатаи. Поэт, историк, философ, шах Исмаил покровительствовал музам: в годы его правления в стране наивысшего расцвета достигли музыка, поэзия, архитектура, различные виды народно-прикладного искусства, в том числе и ковроделие. Художники-миниатюристы, каллиграфы того времени сыграли огромную роль в формировании школы азербайджанского орнаментального искусства, которая позднее оказала огромное влияние на Восток и создала единый, т.н. "тебризский стиль".
        С середины XIX века азербайджанскими коврами могли любоваться тысячи посетителей различных выставок, проводившихся во всем мире. И уже на первых международных Тифлисских выставках 1850 и 1857 года уникальные изделия азербайджанских мастеров были удостоены призов. Эти и многие другие выставки принесли азербайджанскому ковру всемирное признание, славу и награды – золотые, серебряные, бронзовые. А ныне азербайджанские ковры стали достоянием величайших музеев мира, частных коллекций.
        Большинство ковров создавалось женщинами. Особо торжественно отмечается обрезка завершение тканья ковра. В этот день все приходят поздравлять хозяйку. Умение ткать ковры считалось престижным делом для каждой девушки. Ковры составляли основную часть приданого невесты, куда входили 1-2 ковра и несколько ковровых и шерстяных изделий (палас, джанамаз, хурджун, хейбэ, 10-12 пар носков и перчаток, занавес для камина и другие). Ковры широко использовались для украшения жилища. В Гяндже, Казахе и Карабахе плотными коврами с толстой пряжей и длинным ворсом покрывали земляные полы жилищ, а тонкими изящными коврами украшались стены. В больших карабахских домах изготовляли ковры из 4-х частей (два кенарэ, келлейи и халы) под названием "дэст".
        Английский путешественник Дженикинсон, посетивший Азербайджан в 1561-1564 годах, сообщает, что пол шатра ширванского беглярбека Абдулла-хана был покрыт богатыми коврами, а сам Абдулла-хан восседал на квадратном ковре, шитым золотом и серебром.
        Ковровыми изделиями одаривали гостей, ковры были средством обмена, ковры ткались на имя детей, внуков и друзей, коврами платили налоги.
        Отличительная особенность азербайджанских ковров - все ковры создавались по памяти, без образца перед глазами, на основании многовекового опыта, традиций и знаний стиля рисунка, его орнаментальных форм. Однако, мастерство азербайджанских ковроделов было на столь высоком уровне, что в 19 веке было возможным изготовить ковры по европейским образцам-рисункам. фрагмент ковра овчулуг
        Любой вид искусства имеет свои технологические особенности, тип, стиль, жанр, школу, и конечно, всех этих особенностей не избежал и азербайджанский ковер, включающий две яркие, неповторимые группы – безворсовые и ворсовые ковры.
        Безворсовые ковры именуются еще "коврами быта", обыденной жизни и деятельности народа. Это были ковры, представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка. Ворсовые же ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязания способом – "тюркбаф", открывающим широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов. Именно ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение мастера, и сегодня ткутся разных размеров, каждый имеет определенное значение.
        В Азербайджане всегда существовали локальные школы ковроткачества, и школы эти всегда взаимно влияли, обогащали друг друга. В наше время выделяется семь признанных ковровых школ: Бакинская, Губинская, Ширванская, Гянджинская, Газахская, Карабахская и Тебризская.
        К безворсовым ковровым изделиям относятся изделия с простым переплетением основы и утка - палас и килим, и сложным переплетением - сумах, зили, шадде и верни и другие. Безворсовые ковры создавались Карабахской, Казахской, Ширванской, Апшеронской, Кубинской и Тебризскими школами.
        Сумахи и зили изготовлялись односторонние, они имели гладкую лицевую и мохнатую изнанку; килимы, паласы, верни и джеджимы - двусторонние паласы. Килимы, ямани служили также для покрытия переносных жилищ (шатров, кибиток).
        В северо-восточной и центральных зонах Малого Кавказа выделывали килимы различных видов - скатерти (бучаг килими), чахмалы килим, тахта килим и другие. Паласы и килимы производились в Азербайджане повсеместно. Особенно славились ширванские килимы с каймой и паласы. Сумахи выделывались в основном в Кубинсом районе, верни в Джабраильском уезде, джеджимами славилоь село Лемберан, их производство было широко развито и в Карабахе.
        Искусство крашения было известно в Азербайджане на заре цивилизации. В Нахчыване во время раскопок в Кюльтепе найдены каменные ступки (IV-III тысячелетие до н.э.) со следами красной краски. В ковроткачестве используются в основном семь цветов красителей пряжи с различными оттенками. Азербайджанские мастера в течение долгих столетий использовали природные красители, кошениль, сарыкек, индиго, настой кизила (зогал) или ячменной воды. Естественные красители, в отличие от химических, не разрушают структуру шерстяных волокон и придают им блеск и сочность красок. Геродот писал в своей "Истории" о приготовлении растительных красок у народов Кавказа: "В тамошних лесах есть и деревья, покрытые листьями такого рода, что их растирают, смешивают с водой и этим составом рисуют себе на одеждах узоры; эти узоры не смываются и стареют вместе с материей (особенно шерстью), как бы вытканные с самого начала". Ковры переживали несколько поколений, не теряя при этом первоначальной яркости цветов. Тебризский ковер
        Ковры удовлетворяли не только эстетическим запросам народа, но и его повседневным нуждам, при этом главное назначение ковра было бытовым. Его использовали в основном для утепления жилища. Широко были распространены ковровые изделия, используемые для хозяйственных и бытовых нужд - мафраши, выполняемые в технике безворсового ткачества; переметные сумы - хурджун, хейбе; изделия для хранения сыпучих продуктов - чувал; различные по назначению попоны - чул; надседельники - яхар усту и другие.
        Ворсовые ковры по орнаменту, технике исполнения и видам ковровых изделий по принятой классификации подразделяются на различные школы по таким регионам, как Куба-Ширван-Баку, Гянджа-Казах, Карабах-Шуша -Джебраил, Тебриз -Ардебиль.
        Ворсовые ковры веками ткались при помощи двух форм - техники узлования - "гюллаби"("тюркбаб") и "долама"("фарсбаб"), при этом не счесть ковровых композиций.
        Особенностью азербайджанского коврового орнамента является использование изображения фитоморфного, зооморфного, антропоморфного (не взирая на запрет ислама изображать человека) и геометрического происхождения, сильно стилизованные при их передаче на ковре. В качестве украшений используются всевозможные розетки, медальоны, люди, животные, птицы, сюжетные мотивы. Если в далекие времена некоторые орнаментальные изображения носили определенный, ясный смысл, то с течением времени первоначальное значение изображения полностью забывалось, и данный элемент превращался в художественный орнамент без смыслового значения.
        Большая часть сюжетов азербайджанского коврового орнамента свидетельствует о традиционности их в общем ремесленном производстве Азербайджана.
        К примеру, основным мотивом ковра "Хила-бута" является орнамент "бута", встречаемый в различных исполнениях на изделиях этого вида ремесленного производства. Орнаментальные мотивы в большинстве своем заимствовались из окружающей природной среды или предметов быта. Установлено, что при создании ворсового ковра "Шильян", основой орнамента послужили пчелиные соты - символ богатства и достатка.
        Более древнюю историю, чем орнаментальные изделия, имеют сюжетные ковры Азербайджана, темы которых черпались из самой жизни, вдохновлялись прекрасной природой, были тесно связаны с самим укладом, бытом, традициями, социально-историческими процессами. "Содержание" ковров этого типа столь же многообразно, как и сюжеты романов, созданных на протяжении веков. Самые древние по происхождению мотивов и образов это охотничьи ковры, наиболее стойкие в декоративном искусстве Азербайджана. Славятся и ковры с традиционными мотивами восточной классической литературы, излюбленными мотивами которых и по сей день остаются темы и сюжеты произведений великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.
 

        Виды азербайджанского ковра
        Орнаментика
        Азербайджанские ковры выделяются сочным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов. Орнамент азербайджанских ковров различается в зависимости от вида и по места производства. Так, для таких ковров, как "Куба", "Ширван", "Казах", "Зенджан" характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещённые по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, другим, таким, как "Тебриз" и "Карабах", присущ разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение "картинок", ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов. По мнению известного американского коллекционера и искусствоведа Дж. Вэа, в орнаментике азербайджанского ковра можно заметить тесное переплетение традиций и влияния турецких, персидских и азиатских мотивов, а также наследие элементов ковроделия северо-западных племен Ирана.
        Животный мир
        В азербайджанских коврах часто встречается изображение птиц, а именно орла и павлина. Орел наиболее часто встречается в дворцовых "тебризских" коврах и символизирует в них мощь и царское достоинство. Позже изображение орла на коврах приобрело значение охранительного талисмана. Изображение павлина ассоциировалось с солнечным божеством, кроме того считалось, что "павлиний глаз" мог предохранять от надвигающейся беды. В декорах, изображающих барана или козла, прослеживается связь с кочевническими корнями тех или иных племен. Чаще всего, технические возможности и габариты ковров не позволяли поместить изображение животных целиком, поэтому домашние животные, такие как овцы и бараны, изображались в виде условных рогов посредством символа "S" в центральных полях и кайме ковров. Ту же форму имело стилизованное изображение дракона. Изображение дракона, которое должно было служить талисманом, впервые появилось на пышных коврах, производимых в дворцовых мануфактурах Азербайджана с XVII века. Именно с того времени этот мотив получил широкое распространение, продолжая оставаться одним из наиболее часто встречающихся ковровых сюжетов вплоть до конца XIX века, претерпевая большие изменения в стилизации.
        Растительный мир
        Среди азербайджанских ковров самым богатым орнаментом и насыщенной цветовой гаммой выделяются "тебризские" и "ардебильские" ковры, что предопределяется их придворным характером. Наиболее часто встречающиеся в "тебризских", а позднее в некоторых "карабахских", коврах элементы растительного мира символизируют прославение сил природы и плодородие. Основным узорным мотивом центрального полотна многих ковров Тебриза является "древо жизни", которое олицетворяло изобилие и превозносило воду, как источник орошения пустынь и символ жизни в целом. Также на коврах встречаются изображения садов с множеством деревьев, растений и птиц, которые по по представлениям мусульман, приносят удачу и успех. Геометрической вариацией "древа жизни" является символическое изображение "якоря", который по форме напоминает стрелу, а в "херисских" коврах эпохи Сефевидов часто изображается дерево "ваг-ваг", на ветвях которого вместо птиц выткано символическое изображение головы людей. Еще одним из излюбленных иконографических мотивов орнаментики "тебризских" и "ширванских" ковров было изображение граната, символизировавшего чудо природы, способного произрастать на грубой и засушливой почве пустыни. Гранат почитался в эпоху правления Сасанидов, играл большую роль в зороастрийском культе, где считался символом солнца, а уже при Сефевидах широко использовался в узорном оформлении ковров и миниатюр. Иногда гранат изображался в расколотом виде, в котором можно было различить отдельные зерна, что свидетельствовало о мастерстве ткача. Именно это новшество - изображение в шахматном порядке зерен граната - положило начало новой иконографической традиции в ковроткачестве. Позднее этот мотив дополнился в "тебризских" коврах изображением цветущего плода гранатового дерева, которое получило название "цветок шаха Аббаса". Для разнообразия в кайме ковров использовалось изображение венчиков цветов или виноградной лозы.
        Геометрические фигуры
        Наиболее часто геометрические узоры встречаются в коврах "бакинской", "губинской", "казахской" и "гянджинской" школ. Среди этих узоров преобладает свастика и восьмиконечная звезда. Свастика восходит к религиозным воззрениям политеизма, представляя собой центр неба, откуда исходят спиралеобразные закрученные лучи. В этом символе, предположительно, представлено солнце, окруженное созвездиями, либо условное изображение вихря взлетающих птиц. Восьмиуголная звезда, помещенная в центре ковра, чаще всего обрамляется символическими фигурами в виде ромбов и квадратов, позднее под воздействием "тебризской" культуры ковроткачества в коврах других школ по краям присутствуют элементы растительного мира.
        Исламская символика
        Символика Ислама также встречается в узорах азербайджанских ковров. К ним относится, рука Фатимы, бешбармак - пять пальцев, символизирующие пять заповедей ислама и пять почитаемых мусульманами личностей - пророк Мухаммед, Али, Фатима, Хасан и Хусейн. В качестве центрального узора ковров используется также изображение архитектурного исламского элемента "михраб", ниши в стене которая в мусульманской мечети всегда обращена в сторону священного города Мекки.
        В Баку впервые в мире был создан Музей ковра, который в настоящее время имеет богатейшую коллекцию.
 

        Сайт, посвященый искусству ковроткачества азербайджана, на английском языке (открывается в новом окне)




 
Информация частично взята из открытых источников, частично принадлежит автору работы.

 
улыбочка  Говорят, под новый год все всегда сбывается, даже то, что целый год сбыть не получается.  улыбочка

hosted by .masterhost
Rambler's Top100     карта сайта 1   карта сайта 2
карта сайта 3   карта сайта 4